Smierc Polarstern
Концепция Демиурга-Света, который ранними гностиками отрицался как «неведающий» о превосходящем его Боге, «бывшем» предвечно, не столь однозначна, как это принято считать в некоторых радикальных средах, на чем мы считаем необходимым остановиться более детально. Несмотря на присвоение «косному Богу» имени Творца, Демиурга (гр. Δημιουργος), изначальной причиной творения древними гностиками признавался все же именно Дальний Бог, опосредованно творивший руками незнающего Иалдабаофа и архонтов — последние, как подчеркивается в Апокрифе Иоанна и др. гностических текстах, не ведали о Духе Божьем, вложенным в Его проявленное творение (Адама). Таким образом отрицается «фальшивый Демиург», в отличие от подлинного, который неведом Свету Чистого Бытия. Этот момент очень четко выявлен и в Коране, в словах Аллаха, обращенных к Иблису-Свету: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!» При более внимательном изучении традиций Откровения, говорящих о Единственном (но не холистски Едином) Боге, также выявляется более сложная картина, которая перечеркивает поверхностное отождествление Единственного Бога и «фальшивого Демиурга». А именно: Первосвет, или Первослово (гр. Λογος), отождествляемое как с Христом, так и с Люцифером, т.е. первое проявление из Ничто, не есть сам Бог Откровения, но только Его первое, наиболее совершенное творение — позднее, как указано и в Библии, и в Коране, и, с вариациями, в гностических текстах — восставшее против Господа по гордыне, продиктованной его неведением сокрытого Божьего промысла. Этот Свет, как говорит Книга Бытия, рожден из Бездны, которая ему предшествует как всевозможность, Чистое Небытие, могущее быть преображенным в полноту Бытия. Но религии Откровения четко идентифицируют свое знание о Боге как о божественном Субъекте, Deus Absconditus, который предшествует и самой Бездне, творит из Ничто, из Хаоса, который таким образом возникает «единовременно» со Светом, «будучи» его возможным основанием. Ибо Сокрытый Бог, который вне Бытия (Света) и вне Небытия (Тьмы) предшествует метафизическому Всему и не совпадает ни с чем. Это четко расставляет акценты того, что Бог монотеизма (и гностицизма) не тождественен Первосвету (Иблису, Люциферу, «фальшивому Демиургу»).
<...>
2010
Опубликовано (полный текст):
Polarstern S. Metaphysica Nova / Smierc Polarstern. — Черновцы: Беs Публики, 2014. — С. 42—49.
http://smiercpolarstern.com/
|