Американский историк Джордж Мосс отмечал обманчивую природу теории тоталитаризма, ведь «мир смотрит на неё исключительно с либеральной точки зрения». Другими словами, тоталитаризм – это концепция разработанная либеральными мыслителями в целях пропаганды, дабы противопоставить себя различным врагам, смешать их в единую, порочную категорию, привести в соответствие с бинарной оппозицией «мы и они».
Теория тоталитаризма раскрывает интенсивно идеологический характер либерализма.
Он обобщает и низводит крайне различные реалии к одной категории, скрывая всё, что отличает анти-либеральные системы друг от друга. Как можно сравнивать примитивную, эгалитаристскую, интернационалистическую коммунистическую систему, ответственную за миллионы смертей в мирный период, и элитистский, националистический итальянский фашизм, который ответственен лишь за девять казней?1
Эта огромная количественная разница соответствует и существенным качественным различиям. Либеральный термин «тоталитаризм» включает в себе различные реалии, обладающие лишь поверхностным сходством («однопартийное государство»). Либеральная теория тоталитаризма использует идеологическую путаницу, чтобы утвердить своё «моральное» превосходство. Это своего рода словесный жонгляж, лишённый научной ценности.
В интервью, посвящённому данной теме, Эмилио Джентиле – называющий себя «либералом критикующим либеральную историческую интерпретацию тоталитаризма” – заявил, что данная интерпретация включает три серьёзные ошибки: «Во-первых, она объединяет две крайне разные позиции, фашизм и большевизм. Более того, она считает рациональность эксклюзивным атрибутом либерализма, отрицая любые формы рациональности в трёх анти-либеральных экспериментах. Наконец, третья ошибка кроется в преувеличении важности кажущихся сходств. Другими словами, если кто-то считает фашизм, большевизм и нацизм тремя разными деревьями с определёнными сходствами, то либеральная теория хочет превратить их в одно дерево с тремя ветвями»2.
В итоге мы можем утверждать, что использование термина «тоталитаризм» как общего, универсального термина научно неприемлемо и бессмысленно, так как данный концепт охватывает практически всех противников либерализма, акцентируя внимание лишь на одном критерии. Сейчас его можно применить ко всему: исламизм, всякие экзотические тирании и даже католическая церковь. Данный полемический метод редуктивен, так же как и желание коммунистов свести всё разнообразие их противников к «капитализму» и «империализму».
_________________________________
- Мы уже упоминали, что за исключением немногих действий, в совершении которых можно обвинить итальянские спецслужбы, убийства Маттеотти и уличных волнений после гражданской войны двадцатых, а также войны и колонизации, в Италии было произведено лишь девять политически мотивированных казней с 1923 по 1940 (после этого периода до 1943 года было казнено ещё семнадцать). Cf. the American historian S. G. Payne (Franco José Antonio: El extraño caso del fascismo español[Barcelona: Planeta, 1997], p. 32).
- Беседа Доминика Веннера и Эмилио Джентиле. La Nouvelle Revue d’Histoire, no. 16, January-February 2005, pp. 23-26. On the same subject, I also refer the reader to my interview with Ernst Nolte, Éléments, no. 98, May 2000, pp. 18-21.
Источник – Dominique Venner, Le Siècle de 1914: Utopies, guerres et révolutions en Europe au XXe siècle (Paris: Pygmalion, 2006), перевод Егора Захарова для WotanJugend
Джерело http://wotanjugend.info/articles/2014/10/kratko-o-totalitarizme/